МБДОУ д/с № 8 Тел.: 8 (848131) 6-24-44
E-mail: mdou-vyazma@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области

От логопеда

Что делать родителям, чтобы речь ребенка развивалась правильно?

Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию.

Чтобы речь малыша полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. 

Хорошо, если родители занимаются с ребёнком, в частности развитием его речи. Если в раннем детстве коммуникативно-эмоционального взаимодействия взрослых и ребенка было недостаточно, это может повлечь за собой нарушение интеллектуально-речевого развития.

Итак, что нужно, чтобы ребенок заговорил правильно:
  • У ребенка должна возникнуть потребность/заинтересованность/необходимость в общении.

Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками. Когда ребенок начинает говорить (после года) важно вызвать мотивацию к речи или просить, чтобы он произнес слово, повторив за вами название предмета в эмоционально значимой для него ситуации.

  • Ребенку нужно получать стимулы извне различных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и т.д.).  

Делая что-либо по дому, берите ребенка с собой, чтобы он видел ваши действия, одновременно проговаривая названия этих действий. Разрешайте манипулировать с бытовыми предметами (разумеется, с безопасными для здоровья), чтобы малыш имел возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они возникают. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

  • Необходимо развивать мелкую моторику руки ребенка.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Уже со 2-ой недели жизни можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Делать упражнения с кистями рук, лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони находится очень важная точка - центр развития речи. Также в раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

  • Развивайте пассивный словарь ребенка.

Когда играете с малышом в игрушки, вместо указательного местоимения "это” (например, "возьми это, ставь сюда”) называйте конкретные существительные для развития пассивного словаря. Например, возьми маленький кубик и поставь его на большой.

  • Не коверкайте слова и не сюсюкайте, говорите всегда размеренно и чётко.

Понятно, что вы хотите сказать ласковые слова ребенку, но разве это нельзя сделать простым и понятным языком. Нечёткая торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет пропускать звуки, "проглатывать” окончания слов.

Старайтесь петь и говорить четко, немного утрированно так, чтобы ребенок видел органы артикуляции. Произносите отдельно звуки, делая акцент на более трудные звуки (например, [р]). Специально открывайте рот пошире, чтобы ребенок мог увидеть движения языка. Если вы здоровы, можно позволить малышу потрогать ваш язык в момент его вибрации. 

  • Важно эмоционально выразительное интонирование вашей речи.

Важен эмоциональный контакт с ребенком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Потому что маленький ребенок, в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.

  • Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать немедленного и правильного повторения трудного слова. 

Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться,передразнивать или ругать его. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими.

Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его корректно, даже утрированно, так четко, чтобы были слышны все звуки. Но произносить надо не орфографически, а орфоэпически. Например: бегемот - "бигимот”, носорог – "насарог”.

  • Не заменяйте слова на "облегченный" по вашему мнению вариант.

Называйте вещи своими именами, а не заменяйте их на звукоподражания (особенно актуально для детей, которые уже начали говорить и накапливать активный словарный запас). Например, вместо того, чтобы на каждый вид транспорта постоянно говорить ребенку "бибика или машинка", говорите: машина, легковой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, трактор, экскаватор, грейдер и т.д. Но важно начинать с материала, к которому ваш ребенок проявляет интерес (может, он любит животных или машины или его интересует бытовая техника).

Не старайтесь говорить все слова только лишь в уменьшительно-ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например: курица), так и в уменьшительно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (наседка, клушка, несушка и т.д.). Употребляйте уменьшительно-ласкательные формы адекватно ситуации. Например: малыш насыпает в формочку песочек; а экскаватор высыпает песок.

Стараться не вставлять в каждую свою фразу бессмысленных восклицаний: ой, какой!, ой, какая! Заменяйте эти слова на информативные: желтый, большой, твердый и т.д.

  • Тщательно подбирайте картинки для изучения ребенком.

Наглядный материал должен быть реалистичным и не зашумлённым. (Хорошо, если на картинке в детской книжке будет видно, кто изображен: крокодил или динозавр). Не берите книг (и к игрушкам это также относится), если вы сами не понимаете, кто изображен на картинках. Пусть вы и ваш ребенок сможете четко определить и назвать все, что нарисовано в книге. Если можно четко определить предмет, назвав конкретным словом, у ребенка будет складываться четкое понятие о предмете.

Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем понятнее и нагляднее будет ваше объяснение, тем лучше.

  • Создайте благоприятные условия в семье.

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Важна благоприятная обстановка в доме, отсутствие ссор и скандалов, а также правильный режим дня. В совокупности эти факторы создадут условия, в которых малыш будет расти спокойным и уравновешенным.  

И перестаньте паниковать без повода. Просто не пускайте все на самотек, вовремя обращайтесь к специалистам, уделяйте время играм для развития речи.

Ссылки
21
Мая
Понедельник
+16°C
749мм рт.ст.
Анонсы
Анонсы отсутствуют
Оставить отзыв
Контакты
Заведующий
8 (848131) 6-24-44
mdou-vyazma@yandex.ru
График приёма:
Пн: 9.00-11.00
Вт: 14.30-16.30
Ср: 7.30-9.30
Чт: 14.30-16.30
Пт: 8.00-10.00
Памятные даты военной истории Портал Госуслуг


X

Карта сайта

X

Обновления сайта

в текущем месяце

X

Праздники

в текущем месяце