МБДОУ д/с № 8 Тел.: 8 (848131) 6-24-44
E-mail: mdou-vyazma@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области

Готовность к школьному обучению
Говоря о готовности ребенка к школе, имеется в виду не его умение писать, читать и считать, а так называемая психологическая готовность к школе (ПГ).
В понятие ПГ входит:
  • Волевая готовность
  • Функциональная готовность
  • Интеллектуальная готовность
  • Личностная готовность
Волевая готовность.

Это формирование произвольности,  или воли. Ребенка в школе ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель. Ребенку нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинить ему свои желания. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением.

Функциональная готовность. 

Она включает в себя:

  • Развитие мелкой моторики (мышцы руки, особенно кисти)
  • Сформированность зрительно – двигательной координации (согласованность действий руки и глаза)

Мышцы рук должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать письменные принадлежности, быстро не уставал при письме.В процессе учебы ребенку часто нужно одновременно смотреть на предмет (доска, учебник) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому очень важны согласованные действия глаза и руки (координация в системе «глаз-рука»). Важно, чтобы пальцы  «слышали» ту информацию, которую им дает глаз.

Развитию мелкой моторики способствует:

  • Работа с глиной, пластилином
  • Штриховки, раскрашивание
  • Рисование пальцами
  • Работа с мелкими предметами

Сформировать согласованность действий руки и глаза помогут:

  • Графические диктанты (ребенку дается образец – картинка, лучше на листе в клетку, и предлагается скопировать, срисовать)
  • Конструирование, особенно по заданному образцу
  • «Тир» - нужно «выстрелить» из ружья и «попасть» в мишень

Развитие произвольности, волевой готовности:

  • начинать следует с формирования самостоятельности, с заданий по дому
  • ребенок должен уметь занять себя, не быть полностью зависимым от мамы
  • нужно учить работать по образцу, по словесной инструкции
Интеллектуальная готовность.

Важно, чтобы ребенок был умственно развит, умел сравнивать, обобщать, делать самостоятельно выводы.

В это понятие входит как запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его мыслительных навыков.

Перед школой у ребенка должны быть сформированы следующие основные умственные навыки:

  • Осведомленность
  • Обобщение
  • Элементы словесно-логического мышления

Осведомленность – это не просто ориентировка в окружающем, а умение осмыслить полученные сведения и установить отношения между предметами и явлениями. У многих детей – прямые знания о мире, и оперировать понятиями могут не все.

Обобщение – умение ребенка объединить предметы по главным признакам.

Словесно-логическое мышление – формируется на основе образного мышления и является высшей стадией развития детского мышления, основы которого должны быть заложены к началу школьного обучения.

Задания, помогающие сформировать интеллектуальную готовность:

Осведомленность (необходимо давать ребенку верные представления об окружающем мире, учить устанавливать отношения между предметами и явлениями):

  1. Осмысление окружающего старшими дошкольниками должно быть по-настоящему правильным, и если не совсем научным по форме, то истинным по существу. Это ни в коей мере не касается детской фантазии.
  2. Необходимо обсуждение с ребенком просмотренных фильмов, постановка вопросов по прочитанному.
  3. Целесообразна организация дидактических игр с наглядностью типа лото, викторины с заданиями примерно такого типа: «Выбери то, что растет на огороде». Ответ ребенок должен проговаривать.

Обобщение:

  1. Игры типа «Что это?» - наглядная или словесная игра, где ребенку называют два слова (пр.: июнь, август – это…). Ребенок должен подобрать обобщенное понятие.
  2. «Что лишнее?» - можно начинать с игры по картинкам, затем усложнить до уровня словесной игры.

Словесно – логическое мышление:

  • Игры на сравнение:

«Исследователь» - выбирается какой-либо предмет и начинается его изучение: нужно назвать его, сказать, зачем он нужен, какого он цвета, формы, запаха, вкуса, из чего сделан, на что похож, чем похож и чем отличается.

«Зачем и почему?» - игра, построенная на вопросах и ответах. Ребенку задается вопрос, на который он должен логично ответить.

  • Разрезные картинки
  • Игра «Говори наоборот»: пр. кислое – сладкое…

Как развивать мышление в целом?

  • Больше разговаривать с ребенком на разные темы
  • Читать детям, чтобы они учились слушать
  • Учить понимать смысл пословиц
  • Продолжить рассказ (что было сначала, что в середине…)

Нужно покупать и вместе с детьми читать книги, направленные на развитие, познавательного характера.

Личностная готовность

Это сформированность готовности к принятию нового социального статуса – статуса школьника. Готовность этого типа выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе. Родителям полезно узнать у детей, что привлекает их в школу.

Важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью – учением. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний, уровня интеллектуального развития, ему в школе трудно.

Такие первоклассники ведут себя в школе очень по–детски.

Ссылки
19
Августа
Воскресенье
+21°C
743мм рт.ст.
Анонсы
Анонсы отсутствуют
Оставить отзыв
Контакты
Заведующий
8 (848131) 6-24-44
mdou-vyazma@yandex.ru
График приёма:
Пн: 9.00-11.00
Вт: 14.30-16.30
Ср: 7.30-9.30
Чт: 14.30-16.30
Пт: 8.00-10.00
Портал Госуслуг Памятные даты военной истории


X

Карта сайта

X

Обновления сайта

в текущем месяце

X

Праздники

в текущем месяце