Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота – это владение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Чтобы сделать обучение грамоте ребёнка более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду. Подготовка начинается в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое чутьё к языку. Творческим объединением «АБВГДейка» руководит вопитатель Михайлова Людмила Викторовна. Занятия проходя 1 раз в неделю и длятся 25 минут.
Основной целью творческого объединения является осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоте, а также создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
На начальном этапе знакомства с грамотой дети овладевают звуковой культурой русского языка. Учатся различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка. Учатся различать звуки: гласные, согласные; твердые и мягкие.
Изучение букв происходит параллельно с изучением звуков. Сначала дается звук, потом буква и ее графическое написание. Затем дети обучаются согласованию букв в слоге, слогов в слове, слов в предложении. Постепенно переходят к обучению плавному слоговому чтению.
Дети начинают хорошо владеть понятиями: «предложение», «слово», «слог», «звук», «ударение»; последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы.
Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове (что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения).
На каждом занятии учебная деятельность обязательно сочетается с игрой и своего рода разминкой, состоящей из артикуляционных, пальчиковых упражнений.